М. В. Воробьева
ЖЕНЩИНА В РЕЛИГИЯХ ТРАДИЦИОННЫХ
И НЕТРАДИЦИОННЫХ:
СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ КОНТЕКСТ

    Трудности, с которыми сталкивается современная женщина, во многом связаны со стереотипами, сложившимися прежде в религиозной сфере, а позднее перенесенными в область светской жизни. Представленная тема видится нам чрезвычайно многогранной. Поэтому, говоря о женщинах в религиях современной России, мы постараемся максимально сузить наш обзор, сделав основной акцент на «традиционном» восприятии женщины религии (на примере православия) и «нетрадиционном» (на примере учения Общества Сознания Кришны и учения Великого Белого Братства Юсмалос).

1. Женщина в религиях «традиционных»
     Когда мы говорим о христианстве, исламе и иудаизме, то прежде всего обращаем внимание на личностные аспекты, присущие облику Бога, и нашему знанию о Нем. Бог в облике мужчины, наделенный определенными характеристиками, — Единый Творец и Создатель Вселенной. Главенство мужчины и второстепенная роль женщины, выступающей в качестве помощницы в его служении, — результат подобного представления о Боге.
     В христианской традиции возвышенная роль и значение женщины подчеркивается православными, католическими и протестантскими богословами. Однако в настоящее время положение двойственно. Христианские богословы в определенной степени признают дискриминацию женщин как в отношении церковных служений, так и в профессиональной деятельности. Но есть среди них и те, которые не считают подобное положение критическим и избегают всяческих разговоров на эту тему. Подобно Тертуллиану, они говорят: «Разве вы не знаете, что происходите от Евы? Приговор Божий на ваш пол действенен до сих пор, и вина ваша до сих пор живет. Вы — врата дьявола, вы первыми съели плод и нарушили заповедь Бога, вы умудрились убедить того, к кому сатана опасался подойти прямо [Адам]. Вы разрушили образ Божий, и из-за Вашего отступления, даже смерти, Сын Божий должен был умереть…»
1
     Рассмотрим аргументы, которые выдвигаются в защиту подобной «позиции Тертуллиана» 2.
     1. Ева, как прообраз женщины, ответственна за грехопадение чело вечества. Вся вина грехопадения лежит на ней, а значит, и на всем женском роде.
     2. Ева была создана из ребра Адама, следовательно — не была создана по образу Божию. Говоря иначе, она «недосотворена».
     3. Женщина морально неустойчива, является легкой добычей для искусителя и не способна принимать самостоятельные решения.
     4. Женщина руководствуется эмоциями, а не разумом, а значит — интеллектуально неполноценна, что отличает ее от мужчины.
     5. Согласно Божественному определению, сферы деятельности для мужчин и женщин различаются. Мужская сфера — активная, публичная, рациональная. Женская сфера — пассивная, частная, эмоциональная. Следствием из этого является то, что первые должны руководить, вторые — подчиняться.
     Состояние между девственностью и материнством оценивается некоторыми православными богословами как блуд. Любая попытка возвысить женственность зачастую воспринимается православной традицией сродни возвышению «вавилонской блудницы», а следовательно, предвестием царства антихристова.
     При этом священники признают, что отвага, мужественность, стойкость, верность — качества, которые женщины часто демонстрируют лучше, чем мужчины. Но несмотря на это, они предписывают женщинам-христианкам смирение.

________________
1 Тертуллиан. О женском одеянии.
2 Приведенные нами аргументы могут служить наглядной иллюстрацией к дискуссиям о женском священстве. Противники священников в женском обличии часто опираются на эти аргументы.

2. Женщина в религиях «нетрадиционных»
     Новые религиозные движения могут давать совершенно противоположную оценку женщине и ее духовности. Так, некоторые из них подчеркивают важность, а подчас и первичность женского начала (женщина может играть роль основательницы или руководительницы религиозного движения
3). Другие, напротив, воспринимают женщину как низшее существо, и в этом случае не исключены факты физического и духовного насилия 4.

2.1. ВОСПРИЯТИЕ ЖЕНЩИНЫ В ВАЙШНАВИЗМЕ
     Согласно ведической традиции (вайшнавизм) главный долг женщины состоит в том, чтобы быть женой и матерью. Многочисленные примеры для подражания мы находим в священных писаниях (Савитри из «Махабхараты», Сита из «Рамаяны» и др.). Посредством любви к мужу, верности ему и участию в обрядах, женщина реализует себя в роли супруги и матери.
     В вайшнавской традиции женщинам предоставляются равные материальные и духовные возможности с мужчинами 5. Святые женщины Джахнава Мата и Лакшмиприя, жившие в XVII веке, являются ярким примером того, что женщинам равно доступны и духовные достижения.
     Однако необходимо остановиться и на негативных моментах по отношению к женщинам.
     Точку зрения Международного общества сознания Кришны (МОСК) отстаивает Шрила Прабхупада (1896—1977):
     1. «Обычно все женщины желают материального наслаждения. Они считаются менее разумными 6, потому что в большинстве своем стремятся наслаждаться материальной жизнью» 7.
     2. По складу своего ума женщины похожи на детей, и поэтому не обладают присущей мужчинам способностью отличать дурное от хорошего. <…> 8
________________
3 Сахаджа Йога, Брахма Кумарис, Программа ЛТД, Белое Братство и др.
4 Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. С. 75—76.
5 Две женщины входят в состав высшего руководящего органа Международного общества сознания Кришны.
6 Разум как способность принимать решения.
7 ШБ 3.23.54 комм.
8 ШБ 1.7.42 комм.

     3. «…На высших уровнях жизни существует различие между восприятием мужчины и женщины. Очевидно, что способность к пониманию у женщины несколько ниже, чем у мужчины. <…>» 9
     Человеческое тело предназначено для избавления от материальной болезни и возвращения обратно к Богу. Поэтому духовное совершенство должно быть достижимо и для мужчин, и для женщин. Шрила Прабхупада пишет: «Женщины, как правило, не способны мыслить подобно философам, но они получают благословение Господа, так как могут сразу уверовать в Его превосходство и всемогущество, и поэтому безоговорочно склоняются перед Ним. <…>» 10
     Один из самых знаменитых стихов, произнесенных Кришной в «Бхагавад-гите», и комментарий Шрилы Прабхупады к нему: «О сын Притхи, те, кто находят прибежище во Мне, будь они даже низкого рождения — женщины, вайшьи 11 и шудры12  — могут достичь высшей цели». ("низкого рождения" - это имелось ввиду в земных понятиях, человеческих представлениях о различных кастах, прим. ред)
Именно по этой причине у женщин-преданных нет причин отчаиваться по поводу своего слабого материального разума. Женщине нужно смириться и прославлять Кришну, вместо того чтобы доказывать, насколько они разумны. Женщины должны развивать свой духовный разум, который определяется как способность следовать повелению Шри Гуру и Кришны и который не имеет ничего общего с телом13.

2.2. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В УЧЕНИИ
ВЕЛИКОГО БЕЛОГО БРАТСТВА ЮСМАЛОС
14

     Юсмалиане, главнейшее положение учения которых — божественность природы Марии Дэви Христос, относятся к женщине с благоговением.
     Юсмалиане утверждают, что душа женщины может быть проводником Божьего Духа
15. По мнению юсмалиан, организационными принципами возвышенной женской природы являются:
________________
9 ШБ 6.17.34—35 комм.
10 ШБ 1.8.20, текст и комментарий.
11 Торговое сословие.
12 Рабочие.
13 Из бюллетня «Харе Кришна сегодня» (март 2001).
14 Нами использованы материалы официального сайта Великого Белого Братства Юсмалос www.usmalos.com.
15 В качестве примера юсмалиане приводят Марию Магдалину и Евангелие от Марии Магдалины, которое признано неканоничным.

    1. Способность женщины к рождению новой жизни. Таинство рождения жизни — отражение Божественного процесса Творения.
     2. Равноправие Адама и Евы, что свидетельствует о равноправии Женского Начала в Боге наряду с Мужским («И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему … и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»
16).
     3. Святой Дух, имеющий, по мнению юсмалиан, женскую природу 17.
    Все эти библейские свидетельства относительно особой роли женщины, по мнению юсмалиан, не получили дальнейшего развития в силу господства патриархата.
     По мнению юсмалиан, равноправие женщин должно присутствовать во всех сферах: от социальной до религиозной. Отсюда — та острая не обходимость коренных изменений, которые юсмалиане усматривают в теологии.

Общие выводы
     Сопоставляя представления и характер «традиционных» и «нетрадиционных» для России религий, мы можем сделать следующий вывод. Личность верховного божества формирует определенные стереотипы в обществе. Сакральность женщины, сообщенная посредством переноса на нее качеств женского верховного божества, — вот главная причина формирования стереотипов и традиций, складывающихся как вокруг почитаемого божества, так и вокруг любой личности женского пола, воспринимаемой как носительницы сакральной энергии, сопричастницы божеству. В зависимости от личностных характеристик женских божеств строятся определенные отношения в религиозной жизни, которые затем постепенно проецируются в социальную среду.

ЛИТЕРАТУРА
1. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.: Изд_во РХГИ, 1997.
2. БерСижель Элизабет. Служение женщины в церкви. М.: Библейско-Богословский Институт св. Апостола Андрея, 2002.
3. Брайсон В. Политическая теория феминизма / Пер. с англ. О. и Т. Липовских. М.: Идея_Пресс, 2001.
4. Воробьева М. В. Женский образ верховного божества в формировании традиций и стереотипов // Общество в гендерной перспективе. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.
5. Женщины в легендах и мифах / Пер. с англ. О. Перфильева. М.: КРОНПРЕСС, 1998.
6. Круассан Ж. Призвание женщины, или Священство сердца / Пер. с фр. Г. Могилевской. М.: Полиграфкнига; Триумф Сердца, 1996.
7. Свенцицкая И. С. Женщина в раннем христианстве // Женщина в античном мире. М., 1995.
8. Kelley A. Raab. When women become priests. The Catholic Women’s Ordination Debate. New York: Columbia University Press, 2000.
________________
16 Быт 1: 26—27.
17 При этом юсмалиане ссылаются на «Книгу Притчей Соломоновых», «Книгу Премудрости Соломона», «Книгу Премудрости Иисуса, Сына Сирахова» и др.

(Из: РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ. ПРОЕКТЫ.   http://www.rchgi.spb.ru/Pr/erudit/03.pdf, 718 Kb).


ПОДРОБНЕЕ:  http://teosvet.narod.ru/forum/4_11.htm