http://vedin-ra.narod.ru/kn/links_chasha_i_klinok.html

Риан Айслер. «Чаша и клинок»

Из книги Риан Айслер. «Чаша и клинок».   
«...Сказать, что люди, поклонявшиеся Богине, были религиозны, значило бы ничего не сказать, ибо тогда не было разделения на светское и священное. Как указывают историки религии, в доисторические, а во многом и в исторические времена религия была жизнью, а жизнь - религией.

Одной из причин того, что это обстоятельство недооценивалось, является традиционный взгляд многих ученых на почитание Богини как на "культ плодородия", а на Саму Богиню - как на "Мать-землю". Однако, хотя плодовитость Женщин и земли была и остается необходимым условием выживания рода человеческого, свести верования древних к этому было бы упрощением - все равно, что, скажем, определить христианство как культ смерти, поскольку центральным образом его искусства является Распятие.

Религия Неолита, подобно современным религиозным и светским идеологиям, выражала мировоззрение людей своего времени. О том, насколько оно отличалось от нашего, мы можем узнать, сравнивая религиозные пантеоны Неолита и христианства. В Неолите главой святого семейства была Женщина - Великая Мать, Царица небесная или Богиня в различных ипостасях. Ее Супруг, Брат и/или Сын были также божественны. Наоборот, главой христианского святого семейства был всемогущий отец. Вторая мужская фигура пантеона - Иисус Христос - является другой ипостасью бога-главы. И хотя отец и сын бессмертны и божественны, Мария, единственная Женщина в этом религиозном слепке с патриархальной семьи, просто смертная, то есть, как и Ее земные сородичи, стоит ступенью ниже.

Религии, в которых самым могущественным или единственным божеством является мужчина, отражают такой общественный порядок, в котором родословная патрилинейна (прослеживается по отцу) и домицилий патрилокален (Жена уходит жить в семью или клан мужа). И наоборот, религии, в которых самым могущественным или единственным Божеством является Женщина, отражают такой общественный порядок, в котором родословная Матрилинейна (прослеживается по Матери) и домицилий Матрилокален (муж идет жить в семью или в клан Жены). Более того, иерархическая общественная структура с мужским господством и была отражена и поддержана религиозным мужским пантеоном (пантеоном с мужским господством) и религиозными доктринами, которые подчинение Женщины объявляли предопределением свыше.

3. Если это не патриархат, значит - матриархат.

Применяя этот принцип к накапливающимся свидетельствам того, что на протяжении тысячелетия человеческой истории Высшее Божество было Женского рода, многие ученые XIX и XX веков пришли к, казалось бы, потрясающему заключению. Если доисторические времена не были патриархальными, они должны быть Матриархальными. Другими словами, если мужчины не господствовали над Женщинами, Женщины должны были господствовать над мужчинами.

Затем, когда свидетельства, как показалось, не подтвердили это заключение, многие ученые вернулись к более традиционному взгляду. Раз никогда не было Матриархата, решили они, значит мужское господство всегда должно было быть человеческой нормой.

Свидетельства, однако, не подтверждают ни то, ни другое. Прежде всего, имеющиеся у нас археологические данные показывают, что допатриархальное общество было по всем современным меркам обществом равенства. Затем, хотя в этих обществах родство определялось по Материнской линии, и Женщины как Жрицы и Предводительницы клана играли ведущую роль во всех аспектах жизни, почти нет указаний на то, что положение мужчины в этой общественной системе было сколько-нибудь сопоставлено с угнетенным и подчиненным положением Женщины в системе с мужским господством, которая пришла на смену Матриархату.  ...»

Чтобы узнать, какими подходами руководствовались патриархи, можно также прочитать в разделах книги  6,  7.

«...»